0 289

Десять километров фотоплёнки

Фотограф Леонид Михайлов - об увлечении, которое стало судьбой, делом всей жизни.

Чита, 28 июня - АиФ-Забайкалье, Татьяна Городецкая. В рамках проекта городского совета ветеранов имя фотокорреспондента Леонида Михайлова, передавшего городскому краеведческому музея часть своего богатого фотоархива, решено внести в раздел «Трудовая слава города», готовящейся к изданию книги «Наши легендарные земляки».

Начинал со «Смены»

- Леонид, когда вы увлеклись фотографией?

-  Всё началось в четырнадцатилетнем возрасте. Наша семья жила тогда в посёлке Курорт Дарасун Карымского района. И на курорте была открыто большое фотоателье. В нём  работал наш сосед Владимир Кудаев. После уроков я часто забегал к нему, смотрел, как он фотографирует клиентов. Наблюдал за тем, как после чудодействует в фотолаборатории: при свете красного фонаря печатает фотографии. Меня это так увлекло, что вскоре при школе я создал фотокружок, в котором занимались пятеро увлеченных, как и я, однокашников. В арсенале были фотоувеличитель и два простеньких фотоаппарата «Смена». Ими мы снимали для школьной стенгазеты с утренников, разных мероприятий, оформляли Доску Почета. Помогли местному лесхозу оформить фотостенд со снимками передовиков предприятия. Как сейчас помню, назывался он «Будни лесхоза». Тогда же впервые прокатился на пожарном трехместном самолете. Поснимать не удалось, зато увидел поселок и лес с высоты птичьего полета, что очень увлекло.

Свою первую «Смену» - простенький фотоаппарат – я купил на деньги, заработанные с помощью моих братьев, от сбора сосновой шишки, килограмм которой стоил 12 копеек, а фотоаппарат -24 рубля!

- Свой первый снимок помните?

- Он был опубликован в карымской районной газете «Красное знамя». К заметке автора я сфотографировал участника гражданской войны - седовласого человека в шляпе. Потом в газете появился второй мой снимок - фронтовой медсестры, а под ним подпись: «Фото ученика 9 класса Курорт-Дарасунской средней школы Л.И.Михайлова». Вскоре в школьную библиотеку на моё имя пришло уведомление о почтовом переводе. Это был мой первый гонорар.

- Это послужило стимулом для дальнейшего творчества?

- Я серьезно увлекся фотографией. «Щелкал» природу, родных, соседей, друзей. Очень нравился процесс. Пленку проявлял…в подполье. Всему учился сам, постигая премудрости фотографии при помощи книги «25 уроков фотографии». Но это была теория. Практику осваивал самостоятельно. Большой радостью в день моего 16-летия стал подарок родителей фотокамеры «Зоркий». Это было настоящее чудо. Фотоаппарат стоил 50 рублей! Им я снимал своих одноклассников в двух путешествиях на озеро Байкал. Так случилось, что многие снимки, сделанные мною, у них сохранились. У меня же – нет. Как всегда, – сапожник без сапог.

- Стоял ли перед вами выбор профессии после окончания школы?

- К тому времени я уже определился с ее выбором. И поехал поступать на отделение журналистики филологического факультета Иркутского госуниверситета. Но, в 70-е годы простому мальчишке - вчерашнему школяру из провинции - не так-то просто было пробиться в студенты этого вуза: большой конкурс - 5 человек на одно место. Ограниченный набор. Мне не повезло. Я вернулся домой. И тесно связал свой трудовой путь с нижнецасучейской газетой «Ононская заря», позже - шелопугинской «Путь Ильича»...

Выставка фотографий Л.Михайлова - хороший подарок петровчанам к празднику. Фото: АиФ

- Леонид, а как же фотография, творчество?

-По-разному складывалась жизнь, но фотографию я не бросал. Она стала делом моей жизни, моей судьбой. И учила сама жизнь. В 1975-м году Управление издательства и книжной торговли Читинской области организовало семинар фотокорреспондентов районных газет на базе Дома отдыха «Сосновый бор» города Петровска-Забайкальского. Фотомастерам из «районок» посчастливилось побывать в цехах металлургического завода, посетить музей декабристов и места захоронений декабристов, побывать во Дворце культуры металлургов, на некоторых, в ту пору процветающих предприятиях города металлургов. Петровск мне понравился. А, спустя время, узнал, что в газету «Коммунистический труд» требуется фотокорреспондент. 20 апреля 1977 года с семьей прибыл в Петровск-Забайкальский и пришел работать фотокорреспондентом районной газеты.

-Интересным стало для вас это время?

- Да. Газета была самая большая по периодичности выхода и тиражу во всей области. Попасть на ее страницы в качестве фотогероя рассказа считалось почетным. А моя профессия - востребована.

-Это время можно назвать расцветом карьеры фотокорреспондента Леонида Михайлова? Когда ваши изображения публиковались в различных средствах массовой информации, вы продолжали искать и находить новые темы?

Фото: АиФ

-Именно в 80-е годы, уже набравшись определенного профессионального опыта, у меня произошел некий творческий всплеск. Активно работал в своей газете. Сотрудничал с областными и федеральными, участвовал в творческих конкурсах, благодаря чему в журнале «Советское фото» появился мой снимок чемпиона по валке леса Катангарского лесокомбината Александра Сосновского и фото, снятое в селе Малоархангельское Красночикойского района,- «На сельской улице». Были опубликованы другие снимки в престижных печатных изданиях. В моем творчестве приняли активное участие фотокорреспонденты газеты «Забайкальский рабочий» Виктор Дианов, Федор Машечко, которые помогли мне напечатать на имеющейся в «Забайкалке» фототехнике, снимки форматом 50х60 см и 40х50 см для конкурса в Москве «Хождение за Байкал», состоявшемся в выставочном зале Союза журналистов СССР, где посчастливилось побывать лично. Благодарен своим коллегам из газет «Комсомолец Забайкалья» Евгению Епанчинцеву, «Знамя труда» - Владимиру Мальцеву.

- Именно эти многоформатные снимки поразили горожан на фотовыставке «Миг жизни городской» в День России и города в прошлом году?

-Да. Здесь большую работу провел краеведческий музей.

- В 80-е годы было интереснее снимать, чем, например, нынешним фотографам архисовременной техникой? Вы ведь и сами держите в руках «цифру» - фотоаппарат нового поколения.

- Моя техника - фотоувеличители «Азов», «Ленинград», широкоформатный аппарат «Киев-6С», по-прежнему находятся в мобильном состоянии. Работа ими была великим таинством и счастьем рождения фотографий, когда чувствуешь каждый кадр, как и людей, которые являются главными героями съемки. Времена меняются. Но, старые фотографии – кладезь истории города и района, жизни его людей.

Снимок, которым горжусь

- Леонид, какие моменты работы запомнились вам на всю жизнь?

- Была в городе такая традиция: каждую осень встречать у себя забайкальских писателей и поэтов пор эгидой «Петровск-Забайкальские огни». Я был лично знаком со многими из них – Евгением Куренным, Николаем Кузаковым, Борисом Макаровым. В 1970-м году в Шелопугино встречался с Булатом Окуджавой. У всех брал автографы, всех с кем-нибудь фотографировал. Но, к сожалению, нет ни одного снимка, где бы я был сам запечатлен хотя бы с одним из них.

- Есть снимки, которыми гордитесь, дорожите?

- Их много. Сохранились в фотоархивах юбилейные плавки, проходящие в мартеновском цехе металлургического завода, фоторепортаж о том, как в прокатном цехе выпускали 10-миллионную тонну проката. Запускали стан «240». Проводили областной слет животноводов в селе Харауз…

- За плечами у вас большой жизненный и творческий путь. Вы – заметный, одаренный и самобытный фотоавтор, достаточно быстро завоевавший в свое время популярность. Чьим мнением по поводу своих фоторабот дорожите, к кому прислушиваетесь?

- Дорожу мнением горожан, одноклассников, коллег…

-Сколько всего фото сделали за свою творческую жизнь – не считали?

- Давайте прикинем вместе. Одна фотобанка- это 300 метров фотопленки. Если умножить на годы моей работы фотокорреспондентом, получается 10 километров. А каждый кадрик – всего 36 мм. Значит, сняты сотни тысяч снимков.

-Есть съемка мечты?

- Много чего не снял. Хотел бы побывать еще раз на Байкале, прокатиться на катамаране, оторваться от цивилизации, половить рыбки, и, конечно, поснимать удивительные виды природы, красоту этого величественного озера, на который приезжают полюбоваться люди со всего мира. Но, состояние здоровья уже никогда не позволит сделать это.

-А хотели бы, как прежде, опустить плотный полог на дверь и очутиться в таинственной, объятой темнотой, фотолаборатории. Где готов к работе фотоувеличитель, пленка с кадрами, которые через несколько мгновений явят миру шедевры - застывший миг истории людей и событий?

-Ради удовольствия посидел, попечатал бы в прекрасном цвете. Особенно если хорошие фотопленка, реактивы, бумага…

-Что пожелаете своим коллегам - фотомастерам нового поколения?

- Кажется, фотографировать могут все, поэтому искусство превратилось в зарабатывание денег. Но, донести всю красоту момента, подчеркнуть его важность и другие мелкие, но заметные детали, могут далеко не все. Фотомастер должен обладать определённым вкусом, чувством прекрасного, пониманием эстетики. Это позволяет быть не просто ремесленником, а художником, причем, как во время съемки, так и уже потом, в момент обработки фотографий.

И все- таки у нас больше творческих личностей – необычных людей, которые умеют привнести в жизнь море креатива, интересных идей и воплощать их в жизнь. Им я желаю не бояться неудач, а продолжать идти своим путем. Фото- это мгновение жизни, и каждый видит его по-своему.

Встреча и общение с фотографом оставили у журналиста АиФ приятные воспоминания.Фото: АиФ

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Откуда дым над Читой?
  2. Почему студенты получают разную стипендию?
  3. Почему капельницы пришлось оплачивать?
  4. Что такое аналитический расчёт?
  5. Почему в электричке так много контролёров?
  6. За что исключили из Фонда «Почёт»?
  7. Какая программа ожидает гостей и участников фестиваля «Студенческая весна»?
  8. Какие дороги перекроют в Чите на время фестиваля «Студенческая весна»?
  9. Почему за проезд в электричке взяли по двойному тарифу?
  10. Как оформить квоту на операцию?
  11. Кому «урезали» пенсию?
  12. Когда очередь на протезирование зубов уменьшится?
  13. Почему многодетной семье не дают землю?
  14. Кому нужен пропуск в приграничный посёлок?