0 241

Почему небо зовёт?

Читинский архитектор Леонид Кулеш попал в «Книгу рекордов России».

Чита, 1 декабря - АиФ-Забайкалье, Елена Лоскутникова. Он десять лет работал архитектором в институте «Читагражданпроект». Позже - занимался изготовлением лестниц в квартирах, коттеджах и офисах нашего города, занимался изготавлением музыкальных инструментов и литьем из металла скульптурных барельефов.

ДОСЬЕ
Леонид КУЛЕШ родился в 1967 году. Архитектор, скульптор, пилот легкой и сверхлёгкой авиации. Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт. Автор герба и флага Забайкальского края, литых барельефов ростральных колонн на площади имени В.И.Ленина, памятника благоверному князю Александру Невскому.

Но вот уже двадцать лет Леонид Кулеш в малой авиации. Прошёл путь освоения тринадцати типов летательных аппаратов: от параплана до вертолета. Занимался постройкой, испытаниями и доводкой до летного состояния десятка воздушных судов.

К столетию штопора

- В «Книгу рекордов России» я попал за установленный рекорд наибольшего числа витков в плоском штопоре (100 витков), выполненных на самолёте «DRAGONFLY». Для тех, кто далёк от авиации, поясню: штопором называют особый режим полёта самолёта, заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали с вращением вокруг воображаемой вертикальной оси. Вернее сказать, падения, а не полета самолета, поскольку обтекание крыла воздухом не создает подъёмной силы, позволяющей лететь. И это еще не все: одно крыло движется навстречу потоку воздуха, а другое при этом движется как бы назад. Плоским же этот вид штопора называется за то, что пространственно самолёт не наклонен, а параллелен поверхности земли.

 

Елена Лоскутникова, АиФ-Забайкалье: «Как я понимаю, этот вид штопора считается более сложным…»

Леонид Кулеш: Да, в связи с его пространственным положением вывод самолёта из этой фигуры требует большего времени, запаса высоты и хладнокровия пилота. В этот режим самолёт может попасть и преднамеренно, и случайно, после падения скорости полета вплоть до скорости сваливания. На заре авиации попасть в такой режим означало погибнуть. Но прошло время, и многие пилоты «приручили» эту фигуру, к сожалению, не все. Однако нельзя сказать, что и все самолёты одинаково справились. Некоторые легко в него входят, а выходят с заметным опозданием. Другие же самолеты, наоборот, трудно ввести в этот режим.

«Полёт - это ощущение свободы и правды». Фото: АиФ

- Ваш рекорд приурочен к столетию этой фигуры?

- Да, столетию его первого выполнения русским пилотом Константином Арцеуловым 24 сентября 1916 года.

Для меня это было личное преодоление. Задумка для самого себя, моего самолёта, и если повезет, для истории авиации. Преодоление, потому что это не просто психологически и физически. Во-первых, это всё же падение самолета с потерей высоты более двух тысяч метров, с достаточно большой вертикальной и угловой скоростью вращения. Вследствие чего под воздействием центробежных сил продолжительное время организм испытывает отрицательную перегрузку, сопровождаемую оттоком крови из головы, и усложнением восприятия, тем, что видимая картинка сливается в непрерывно несущуюся ленту полуразмытой линии горизонта с чередой вспышек закатного солнца, отделяемых один виток от другого.

 

Нормальный так не сделает?

- Мой штопор был выполнен 31 августа 2014 года, а в «Книгу рекордов России» я попал в 2016-м – в год его столетия. Так получилось потому, что, выполнив его, я не задавался целью узнать, существует ли подобный рекорд. Видеоролик с этим полётом я выложил в интернет, и следом мне стали приходить сообщения о том, что это достойно рекорда.

 

- При этом вы, Леонид,   не профессиональный авиатор. Вы – архитектор.

 

- Не соглашусь с вами. В малой авиации я с 1996 года. Кроме диплома архитектора, у меня есть и свидетельство пилота самолёта и гидросамолета. Если оценивать профессионализм не с позиций оплаты труда, то в авиации мои способности никак не меньше художественных. Но вернемся к штопору. Как правило, только пилоты пилотажных самолётов выполняют эту фигуру. Я же выполнил её на сверхлегком самолёте. Делал это десятки раз, в каждой из попыток увеличивая число вращений, тренируя и вход в фигуру и выход из неё, и даже особенности управления положением самолёта во время вращения. 

 

Фото: АиФ

- Думаю, есть вероятность потерять сознание в продолжительном вращении…

- Конечно! А это значит бесславно закончить полёт и попытку установить как минимум личный рекорд, не говоря про жизнь и здоровье.

Кстати, к столетию российской гидроавиации, основоположником которой в России был Яков Гаккель, я построил и испытал на озере Кенон гидродельталёт, и в одном из первых полётов повторил его рекорд высоты, следуя не достижению, а символизму этого события.

- Некоторые авиаторы оспаривают первопреемственность Арцеуловского штопораА вы?

- Я не оспариваю. Я был в Крыму, был в Коктебеле, на горе Клеменьтева (Узун-Сырт). Даже полетал там, где зарождалась авиация страны, где летал Арцеулов, Антонов, Яковлев, Илюшин, Анохин, Королев. Был в музее авиации, читал про Арцеулова. Думаю, он мог найти в себе смелость и способность исследовать и выполнить эту фигуру, поскольку был незаурядным пилотом.

- Демонстрационный полёт, который вы выполняли, например, на Дне города, поразил воображение забайкальцев. Многие говорили, что нормальный человек так не сделает.

-У многих людей, увидевших небольшой самолёт в небе города, возникает удивление, так как не было в нашей стране частной авиации и понимания того, что самолёт можно приобрести по цене хорошего автомобиля, научиться летать и бороздить пятый океан в любом направлении. Неискушенный многообразием возможностей авиации зритель воспринимает пилотаж легкого самолёта как неординарное событие. Но тут кроется маленький секрет. Самолёт, на котором я летаю, запроектирован талантливым авиаконструктором Robert Baily. Хотя он считается ультралегким, в него заложены нормы прочности как для пилотажных самолётов, которые, в свою очередь, наделяют самолёт уникальными возможностями. Таких самолетов в России всего шесть, три из них в Чите. Сборку пяти самолетов фирма их выпускающая, доверила мне, в том числе и моего. По рейтингу пилотов, летающих на этом самолете, фирма-производитель включила меня в тройку пилотов, владеющих этим самолетом в совершенстве. 

Фото: АиФ

- Вы известный в крае архитектор. Думаю, что мы многое теряем, «отпуская» вас в авиацию…

- Время такое: художественная ипостась не востребована, нет заказов ни от государства, ни от частных заказчиков. Архитектура это мой материальный мир. Авиация – духовный.  Я – «астральная прослойка», мятущийся дух - оттого, что на земле многое несовершенно… А в небе гармония. Но там невозможно остаться.

Художественное творчество привито мне родителями, отцом Виктором Ивановичем и мамой Светланой Николаевной. А любовь к небу – это работа генных связей от моего дедушки, летчика-испытателя Николая Трифоновича Боброва, отца мамы. Это он, кстати, проводил ночные испытания первого советского реактивного истребителя Миг-15, за которые он был награжден орденом Красной Звезды из рук маршала авиации Константина Вершинина.

 

В небе - гармония

- Профессия архитектора совсем не даёт адреналина?

- Про адреналин в архитектуре можно говорить, приводя лишь какие-то уникальные примеры строительства мирового уровня. Та архитектура, которая окружает нас в Забайкалье, с трудом тянет на принадлежность к ней. О каком адреналине вы спрашиваете?

Авиация - это адреналин только для начинающих. Или случайно «заглянувших в небо». Для меня полёт - это радость, это возможность «стать птицей», ощущение свободы и правды. Оттого, что всё по-честному в контакте с великой силой гравитации, где на весах её незыблемые законы с одной стороны и мои знания, умения и фантазия - с другой.

- По-моему, в скульптурных работах вы используете материалы, применяемые в авиации.

- Для памятника Александра Невского я использовал широко применяемый в авиации сплав «авиаль» (авиационный алюминий), он пластичен, достаточно прочен и не темнеет в нашем климате, тем самым его светлость подчеркивает святость образа Великого князя.

Так и самолеты, в которых их «скульптурная» геометрия определяет их лётные качества.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как изменится срок выплат пенсий?
  2. Почему студенты получают разную стипендию?
  3. Почему капельницы пришлось оплачивать?
Самое интересное в регионах