0 131

Под током высокого напряжения

Двадцать лет Алексей Заинчковский служит искусству в Краевом драматическом театре.

Чита, 17 ноября - АиФ-Забайкалье, Екатерина Рябова. Без этого актера труппу Читинского драматического театра представить невозможно. Уже 20-й театральный сезон за плечами коренного забайкальца, ведущего мастера сцены, заслуженного артиста России Алексея Заинчковского. Актера узнают, его любят, на него спрашивают билеты.

С режиссёром повезло!

Два десятка лет минуло с той поры, когда на сцене ныне краевого театра драмы впервые появился совсем юный еще артист Алексей Заинчковский. В творческом багаже или, выражаясь современным языком, портфолио актера были диплом об окончании Иркутского театрального училища, год работы в Оренбургском областном драматическом театре и год учебы в государственном институте Санкт-Петербургского театра музыки и кинематографии им. Н.Черкасова (мастерская Г.Товстоногова).

Это был 1996-й. С той поры сыграно более пятидесяти ролей. Молодого обаятельного артиста публика полюбила за убедительность и достоверность существования в любой роли. Признание и любовь пришли не сразу, актер Заинчковский шел постепенно к своим большим ролям, набирался мастерства у старших товарищей и продолжал учиться, правда, уже не в северной столице, а в Восточно-Сибирской Академии культуры и искусства (г.Улан-Удэ). В 1999 году в портфолио актёра добавился диплом о высшем актерском образовании, годы службы на читинской сцене и, конечно же, роли. Первая большая работа появилась в спектакле «Счастливое подворье» А. Росеба, а потом роли посыпались «как из рога изобилия». Начинающему артисту очень повезло с режиссером Н. Березиным, который бережно открывал в актере его природную органику и самобытность. Учил прислушиваться к себе и ничего не бояться на сцене.

 

Одинаково хорошо танцует, поёт и говорит! Фото: АиФ

2000-й… Начало нового века для Алексея Заинчковского ознаменовалось рядом блестящих работ и творческих удач. Его герои в спектаклях «Деревья умирают стоя» А. Касона (Маурисьо), «Утиная охота» А. Вампилова (Зилов), «Алые паруса» А.Грина (Грэй), «Последняя попытка» М.Задорнова (Андрей), «Примадонна» В.Шляхтова (Майкл) давали полное основание говорить о многогранности творческого диапазона артиста. Алексей обладал повышенной чуткостью и к стилю автора, и к теме как лирического, так и трагического излома судьбы. Режиссеры доверяли ему главные роли в классической и в современной драматургии, что способствовало быстрому профессиональному росту актера.

 

Игра в игре

 

Его герои в спектаклях «Васса» А. Горького, «Доходное место» А. Островского, «Поминальная молитва» Г. Горина подкупали искренностью, достоверностью и актерским обаянием. Но вместе с тем в репертуаре Заинчковского были роли, которые «открывались» совершенно другим ключом, где игра актера с персонажем давала простор лицедейству. Так было в спектакле «Легенда о Тиле» Г. Горина, где актер играл сразу двух героев – короля Филиппа и принца Оранского. Прием «игры в игре» требует от актера мгновенного переключения, контраста, алогичного поведения. И здесь уже без эксцентрики не обойтись… И Алексей блестяще это делал. Впрочем, как и всегда, когда он на сцене. Заинчковский магически воздействует на зрителя даже тогда, когда играет роль второго плана. Понятие «эпизод» для него неприемлемо: смещая акценты, артист укрупняет смысловой и духовный объем образа. Полковник Чеснэй в «Тётушке из Бразилии» в исполнении Заинчковского - уж никак не роль второго плана.

Большие роли и столь же значимые актерские удачи в творческой судьбе Алексея появились одновременно. Тем не менее это не вскружило голову молодому актеру, и каждая последующая роль вновь становилась «университетом». Таким «университетом» стал профессор Хиггинс из мюзикла «Пигмалион» Б. Шоу. В этой роли Заинчковский был по-особому артистичен, точен, напряжен и раскован. Режиссура В. Шляхтова, хореография Н. Селезневой, да и сам жанр мюзикла подразумевали актера, который обладал бы универсальным синтезом – «одинаково хорошо танцую, пою, говорю». Желание и энергия, с которыми Алексей взялся за «штурм» необычного жанра, позволили говорить на премьере о несомненном успехе актера в этой роли. Он - и профессор-хулиган, и педагог-педант, и философ, и просто влюбленный!

 

Фото: АиФ

Незабываем был он в роли булгаковского Дон Кихота в одноименной постановке режиссера Ж. Пономаревой. Особое место в творчестве актера занимают чеховские герои. В репертуарной копилке актера жемчужины русского театра – «Три сестры» Вершинин, «Дядя Ваня» Астров, «Чайка» Тригорин.

Украшением репертуарной афиши Читинского театра драмы по праву считается спектакль-долгожитель «Забайкальская кадриль» по пьесе В. Гуркина, поставленный режиссером Н. Березиным. Заинчковский попал в этот спектакль намного позже, но в актерский ансамбль влился сразу. Несмотря на парадоксальность и комизм происходящего, в этой роли сыграно все. И жизнь… и слезы… и любовь!.. Заинчковский играет Николая с куражом, в особо приподнятом состоянии, ощущении уверенности в себе, когда все нипочем, когда все получается, когда нет ни страха, ни смущения. Эта острохарактерная верткость роли, открытость и самоотдача «держат» уже сотый(!) спектакль в прекрасной профессиональной форме.

Надеюсь, что не ошибусь, если выделю роль учителя из спектакля «Безымянная звезда» М. Себастиана. Надолго в памяти после спектакля остаются его замечательная, совершенно органичная наивность, его искреннее непонимание происходящего вокруг в последней сцене объяснения с Моной, его глаза, полные боли и горечи. И совсем иным мы видим Заинчковского в другой роли. Великолепна его работа в шекспировской трагедии «Джульетта. Метаморфозы любви». Жестким и беспощадным, одновременно глубоко любящим и нежным отцом предстает артист в образе Капулетти.

 

Человек с чистой душой

 

Блистательной, сыгранной на высочайшем подъеме, этапной стала роль Петра в спектакле «Шут Балакирев» Г. Горина, признанной лучшей ролью театрального сезона. В комедии Н. Птушкиной «Пока она умирала» Алексей Заинчковский восхищает зрителей галантностью, трогательностью. Каскадом юмора буквально брызжет его Бернард в постановке «Играем в дружную семью» М. Камоллети. В премьерном спектакле прошлого сезона «Лес» А. Островского, поставленном режиссером З. Пухляковой, Алексей играет роль Несчастливцева. Рисуя своего героя, Алексей Заинчковский не боится открытости, прямого выражения чувств. И мы, зрители, видим перед собой не актера Геннадия Несчастливцева – неудавшегося трагика, а русского человека с чистой душой и высокими порывами.
Один из самых заметных актеров города, он работает яростно и азартно, будь то сентиментальная история по пьесе В. Бочанова «Бинго» или сложная мистическая драма О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Всё сыгранное Алексеем Заинчковским интересно, потому что он всегда неожиданный – лирический бродяга Дункан в детективе «Двойная игра», интриган-граф Юзикевич в комедии «Новый учитель для дураков», эксцентричный атаман Платов в «Русском секрете», «гламурный» почтмейстер в гоголевском «Ревизоре». И при этом, кого бы ни играл, существует на сцене под током высокого напряжения. Да и сам Алексей живет на высочайшей волне энергии и самоотдачи. Сегодня Заинчковский - мастер художественного слова, замечательный чтец в краевой филармонии им. О. Лундстрема. Его работа в соавторстве с коллегой и квартетом «Мате» - музыкально-поэтическая композиция по стихам Ю. Левитанского и Д. Самойлова «Каждый выбирает для себя» говорит о том, что стихи тоже умеют быть театром. До глубины души потрясает его моноспектакль по рассказу В. Шукшина «Степка» в сопровождении ансамбля им. Н.Будашкина. Уже давно стали родными образы декабристов Горбачевского и Завалишина в театральных постановках в музее Церковь декабристов. Он привык много и напряженно работать и мечтает о том, чтобы так продолжалось как можно дольше. Если хочешь «открыть» для себя актера Заинчковского, надо посмотреть его спектакли. И это – правда! Как правда и то, что читинскому театру повезло с актером, а ему – с театром, где он профессионально востребован, успешен и горячо любим публикой! 

 

Его узнают, его любят, на него спрашивают билеты. Фото: АиФ

 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Откуда дым над Читой?
  2. Почему студенты получают разную стипендию?
  3. Почему капельницы пришлось оплачивать?
  4. Что такое аналитический расчёт?
  5. Почему в электричке так много контролёров?
  6. За что исключили из Фонда «Почёт»?
  7. Какая программа ожидает гостей и участников фестиваля «Студенческая весна»?
  8. Какие дороги перекроют в Чите на время фестиваля «Студенческая весна»?
  9. Почему за проезд в электричке взяли по двойному тарифу?
  10. Как оформить квоту на операцию?
  11. Кому «урезали» пенсию?
  12. Когда очередь на протезирование зубов уменьшится?
  13. Почему многодетной семье не дают землю?
  14. Кому нужен пропуск в приграничный посёлок?
Самое интересное в регионах